20.10.2020 на сайт добавлено важное! Читай! И заходи постоянно будет еще много интересного...
СЕМЬЯ РЕРИХОВ
Н.П. БАНЫКИН
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. Н.К. Рерих
«Без праведника несть граду стояния», — гласит древнее изречение на Руси, тем самым признавая Благость, незримо исходящую от Подвижников.

И в годы смятения, ломки и переоценки ценностей, когда рушатся царства, и когда перед человечеством встала угроза полного уничтожения — в эти, нами переживаемые, годы переходного периода из века мрака в Век Светлый — Подвижники нужны, как никогда.

А. Хейдок,
ученик Н.К. Рериха




В книге рассказывается о жизни замечательной семьи Рерихов и о выполнении ими планетарной миссии, ради которой они воплотились на Земле. Книга предназначена всем, кто не угасил в себе Свет и разум, кто ищет Истину, кто стремится, среди кромешной тьмы, осознать себя Человеком и помочь людям, Родине и Земле.
Н.К. Рерих в детстве
ДЕТСТВО

9 октября 1874 года в России, в городе Петербурге, в семье нотариуса, родился мальчик Коля, а через четыре года и четыре месяца в этом же городе, в семье архитектора, родилась девочка, которую назвали Еленой. Семья девочки была знатного рода. Ее прадедом по матери был великий русский полководец М.И. Кутузов, а великий русский композитор М.П. Мусоргский был ее дядей.

Дети росли в одном городе, но никто в то время не знал, что через два десятка лет им предстоит встретиться и создать семью, которая окажет огромное влияние на судьбу всего человечества. Знали об этом только Великие Учителя Света.

Детство Коли проходило в доме на набережной Невы и в отцовском загородном имении Извара. Все вокруг привлекало внимание любознательного мальчика: замысловатый узор корабельных мачт, суденышко, бороздящее гладь реки, слова старинной песни времен царя Петра, которую пела детям старушка. Еще большие впечатления получал он в загородном имении Извара: прекрасные узорные облака, плывущие по небу, перелетные птицы, наполняющие гомоном незамерзающее озеро у самой усадьбы, идущее на пастбище стадо, загадочные дали лесов, полей, лугов. А в самом имении — картины. Перед одной из них особенно часто останавливался маленький Коля — будущий Великий Художник. На ней были изображены высокие горы, пламенеющие в лучах заходящего солнца. Впоследствии выяснилось, что это одна из священных гималайских вершин Канченджунга.

Так, уже с раннего детства судьба протянула нить к священным Гималаям и великой Индии, с которыми будет связана в дальнейшем жизнь художника и всей его семьи.

Интересы и увлечения мальчика были весьма разносторонними. Он очень рано научился читать, рано возник интерес к литературе и поэзии, к театру. Мальчик с увлечением рисует. В девять лет Коля принимает участие в археологических раскопках. Уже с детства любит путешествовать. Свое первое путешествие в древние русские города Псков и Остров он совершил вместе с родителями в пятилетнем возрасте, впечатление от этого путешествия запомнилось на всю жизнь.

В эти же годы в Петербурге, в доме на Сергиевской улице, росла девочка Ляля, так ласково называли в детстве Елену Ивановну ее родные. Девочка росла на редкость чуткой и восприимчивой к красоте во всех ее проявлениях, особенно запоминала красоты природы. Она испытывала любовь ко всему живому, остро переживала всякую жестокость и несправедливость. Когда летом в имении своей тети, в Бологом, девочка утром выходила из дома, домашние животные и птицы устремлялись ей навстречу: и больной цыпленок, и журавль с подбитым крылом, которое нужно было перевязать, — все искали в ней защитницу, чувствовали ее заботу и любовь.

Ляля очень рано самостоятельно научилась читать, а вскоре одолела французскую и немецкую азбуки и к шести годам уже свободно читала на трех языках. С самых ранних лет книги стали ее лучшими наставниками и друзьями. Маленькая девочка, вся сгибаясь под тяжестью, несла в свою комнату огромный том Библии с иллюстрациями и, раскрыв его, с замиранием сердца созерцала любимый Облик Иисуса Христа. Среди любимых были книги: «История кусочка хлеба» и «Путешествие по Центральной Азии и Дальнему Востоку».

Уже в раннем детстве у девочки проявились необычные способности: она видела то, чего не могли видеть другие люди. В семилетнем возрасте она увидела на небе яркую и красочную картину и в восторге вскрикнула: «Мама, мама, посмотри, какое огромное знамя развернулось на небе и свернулось петлей!» Но мама, сколько ни смотрела, ничего не увидела.

В шесть лет Ляля имела необыкновенное видение, которое на всю жизнь запечатлелось в ее сердце. Ранним утром девочка побежала в парк к небольшому пруду. Утро выдалось чудесное. Стоя на берегу, девочка всем существом вбирала красоту и радость жизни. Взгляд ее остановился на противоположном берегу, и на фоне распустившейся яблони девочка вдруг увидела высокую мужскую фигуру в белом одеянии, и в сознании ее мгновенно встало воспоминание, что где-то далеко живет Учитель Света. Сердце девочки затрепетало, и радость ее перешла в восторг, все существо ее потянулось к этому далекому, любимому и Прекрасному Облику.

До девяти лет похожие видения бывали и во время болезней, сопровождавшихся высокой температурой. Девочка видела, как в ее комнату входили двое высоких мужчин в индусском одеянии, садились в ногах ее постели и начинали тянуть и сматывать в клубок нить, которую извлекали из ее сердца. Иногда она близко видела только их головы, которые склонялись над ней и пристально всматривались в нее.
ЮНОСТЬ

Прошло детство, наступила тревожная пора юности. Николай Константинович учится в гимназии. В семнадцать лет он начал систематически заниматься живописью под руководством друга семьи — художника Микешина, который первым подметил у юноши эту способность. В 1893 году юноша оканчивает гимназию и собирается поступать в Академию художеств и в Университет, на исторический факультет.

Однако отец неодобрительно относится к его занятиям живописью и желает видеть сына юристом. Пожертвовав историческим факультетом в пользу юридического, юноша отстоял перед отцом Академию художеств. Так достойно он вышел из первого серьезного жизненного конфликта.

Правда, в Университете студента Рериха чаще видели на историческом факультете, но экзамены ему приходилось сдавать все же на юридическом. В будущем он успешно закончит и Университет, и Академию художеств.

В Академии учителем Николая Рериха был самобытный русский художник Архип Иванович Куинджи, который много дал ученику не только в живописи, но и как учитель жизни. Даже студенческие работы Рериха отличались мастерством и самобытностью, так что к моменту окончания Академии он становится достаточно зрелым и уже известным художником.

В годы учебы Николаю Рериху приходится не только своим трудом зарабатывать средства на жизнь, но также настойчиво преодолевать и другие жизненные преграды, встававшие перед ним.

Не была безоблачной и юность Елены Ивановны. Судьба любой девушки из знатной семьи в то время как бы заранее была предрешена — выйти замуж и полностью посвятить себя семейным заботам. Для этого было достаточно окончить женскую гимназию. Так было принято.

Девушка мечтает о серьезном образовании, но не находит понимания ни у матери, ни у отца. Ей разрешили продолжать уроки музыки, но дома, и совершенствоваться в языках с малосведущими француженками и англичанками, тоже дома.

В 19 лет девушка лишилась отца и осталась вдвоем с матерью. В это время она настойчиво занимается самообразованием и музыкой, много читает и изучает серьезную философскую литературу, к которой проявляла интерес с детства.

Успехи же в музыке были настолько большими, что профессора консерватории предрекли ей будущее известной пианистки.

Но интересы девушки были много шире. Она, например, проявляла безошибочное чувство формы и гармонии красок. Известны ее глубокие и проницательные суждения об искусстве.

С молодости Елена Ивановна обладала редкой и изумительной красотой и обаянием, которые сохранила до конца жизни. Как всякая девушка из знатного рода, она вынуждена была бывать на балах и приемах. От женихов не было отбоя, но все они получали отказ.

Светская жизнь с ее балами и развлечениями не могла удовлетворить глубокую и чуткую юную натуру. По свидетельству людей, близко ее знавших, она с юности мечтала выйти замуж за человека искусства, чтобы всю жизнь помогать ему, вдохновляя на великие цели. И судьба уже готовила ей такую встречу.
Н.К.Рерих и Е.И.Рерих. 1903 г.
РОЖДЕНИЕ СЕМЬИ

Летом 1899 года Елена Ивановна гостила с матерью в Бологом, в имении своей тети. Муж тети — князь Путятин — всерьез занимался археологией. К нему-то по делам археологии и приехал Николай Рерих. Князь был в отъезде. Дожидаясь его, Николай Константинович три дня провел в его доме. С первой же встречи молодые люди почувствовали огромную симпатию и интерес друг к другу. Они нашли много общих интересов в музыке и искусстве. По возвращении в Петербург они продолжали встречаться, вместе посещали выставки, концерты, разговаривали об искусстве, философии. Очень скоро симпатия и взаимное влечение переросли в чувство глубокой любви.

Родные Елены Ивановны вначале были против их брака, но необычное событие пришло им на помощь. Три раза подряд Елена Ивановна видела сон, в котором ее покойный отец сказал: «Ляля, выходи замуж за Николая», а в последнем сне еще добавил: «К Вознесению все устроится, все будет хорошо». Так и случилось. Много лет спустя Елена Ивановна узнала, что являлся ей в облике отца ее духовный Отец — Великий Учитель Света.

Итак, свадьба была решена, но впереди еще была разлука. Николаю Константиновичу предстояла поездка в Париж для завершения своего художественного образования, а поехать вместе не было средств. Только после его возвращения, 28 октября 1901 года, состоялась свадьба.

С тех пор они шли по жизни вместе — вдохновляя, поддерживая и взаимно дополняя друг друга. Так родилась эта удивительная семья, давшая нам пример редчайшего гармоничного содружества, полноправными членами которого впоследствии стали и их дети. Замечательная одаренность каждого члена этой семьи сочетались с глубоким взаимопониманием, уважением и любовью друг к другу.
Ю.Н. Рерих и С.Н. Рерих
ДЕТИ

Летом 1902 года Рерихи были на раскопках курганов. Во время этой экспедиции, 16 августа, в селе Окуловка Новгородской губернии родился старший сын, Юрий. А через два года, 23 октября 1904, в Петрограде родился младший сын, Святослав.

С самого раннего детства Юрик и Светик, как их ласково называла мама, были окружены любовью и вниманием родителей. Особенно много внимания их воспитанию уделяла Елена Ивановна.

Святослав Николаевич так вспоминал о своем детстве: «Моя Матушка — которая была замечательной женщиной, женой, матерью — очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась как-то нас убедить в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно. Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, поэтому она бережно собирала для него книги, которые бы ему помогли, были интересны, и вместе с ним ходила по музеям, учреждениям, которые могли как-то его направить...

У меня рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для коллекции насекомых, жуков. Кроме того меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни. И у меня с детства была большая коллекция, в нее вошла коллекция моего отца и его братьев, которую они собирали в студенческие годы. Таким образом, наш маленький мир тогда был насыщен замечательными впечатлениями. Перед нашими глазами раскрывался новый и богатый Мир. Мы всегда присутствовали при всех разговорах Николая Константиновича, Елены Ивановны, слушали все, что они говорили. Это имело большое влияние на нас...

Я с детских лет занимался искусством — рисовал, лепил, и для меня это было, может быть, самое существенное, самое важное занятие».

Из этих воспоминаний видно, как заботливые родители помогали детям найти свой собственный Путь и свое призвание. Но из этого еще не следует, что у детей не было никаких проблем. Как раз наоборот, на их Пути вставали очень серьезные трудности и преграды, которые им приходилось преодолевать самостоятельно. Семья много путешествовала по разным городам и странам. И вот в таких условиях детям приходилось учиться, часто за один год изучая четырех-пятилетнюю программу.

Как вы, ребята, увидите из дальнейшего рассказа, за годы детства и юности Юрий и Святослав Рерихи приобрели обширные и разносторонние знания, которые позволили всей семье исполнить в будущем предназначенную ей великую миссию.
Агни-Йога. Н.К. Рерих
НАЧАЛО ПУТИ

В 1916 году Николай Константинович тяжело заболевает воспалением легких. Выздоровление проходило очень медленно. По совету врачей семья переезжает в Финляндию, в город Сердоболь (Сортавала). В то время Финляндия входила в состав Российской империи, а Сердоболь был недалеко от Петербурга, где Н.К. Рерих служил директором школы Общества поощрения художеств и куда можно было наведываться по делам службы. В 1917 году произошла Октябрьская революция. Вскоре после революции Финляндия отделилась от России и семья Рерихов неожиданно оказалась за границей, отрезанной от Родины.

В Сердоболе Рерихи прожили до весны 1919 года. Все прошедшие после окончания Академии годы Николай Константинович много рисует. Особенно его привлекают темы древней Руси и стран Востока. Рерихи мечтают о путешествии в Индию. «С самых ранних лет помню, — вспоминает Святослав Николаевич, — что Николай Константинович и Елена Ивановна интересовались Индией. Индия занимала особое место в их жизни». Николай Константинович догадывался, что в глубокой древности Россия и Индия были очень тесно связаны и что культура наших двух стран имеет общие исторические корни; подтверждение этому он надеялся найти во время будущего своего путешествия по странам Востока. Также Николай Константинович пророчески предвидел совершенно особую и исключительную роль наших двух стран в будущей истории человечества.

В течение трехлетнего пребывания семьи в Финляндии произошло внешне малоприметное, но очень важное событие. Постепенно Николай Константинович и Елена Ивановна прочувствовали и убедились в том, что существует незримая связь между их семьей и Великими Гималайскими Махатмами. Они научились улавливать и понимать мысли, которые им посылал Великий Учитель, стали вспоминать свои прошлые воплощения и ясно осознали цель своего текущего воплощения и ту сложную Задачу, которую им предстоит решать в этой жизни.

В 1920 году семья переезжает в Лондон. Здесь проходят выставки картин Н.К. Рериха, знакомство семьи с известными писателями и деятелями культуры. Здесь же произошла встреча с, приехавшим в Англию великим индийским поэтом Рабиндранатом Тагором. С первой встречи Рерих и Тагор прониклись взаимной симпатией, их дружба и переписка продолжалась до конца жизни индийского поэта.

Здесь же, в Лондоне, случилось событие огромной важности. Произошла встреча Е.И. Рерих с Великими Учителями — Махатмой Морией и Махатмой Кут Хуми, которые, в своих физических телах, посетили Лондон в составе индийской делегации. О значении этого события нетрудно догадаться, ведь именно во время пребывания в Лондоне Великих Учителей — 24 марта 1920 года — были записаны первые строки Великого Учения, имеющего исключительное значение для судьбы нашей планеты и всего человечества. Учение имеет два названия: «Агни-Йога» и «Живая Этика».

Таким образом, 24 марта стало днем рождения «Живой Этики». Первую книгу принимал и записывал Николай Константинович, а все последующие записывала, составляла и редактировала Елена Ивановна. Работа эта не прекращалась ни на один день и продолжалась до последних дней земной жизни Е.И. Рерих. В настоящее время о «Живой Этике» узнали и продолжают узнавать многие — четырнадцать книг этого Учения переиздаются теперь значительными тиражами.
Ю.Н. Рерих
ПОЕЗДКА В АМЕРИКУ

Рерихи всей душой стремились в Индию. В Лондоне они даже купили билеты на пароход. Но поездку пришлось отложить и, по Указанию Великого Учителя, поехать в США. В декабре 1920 года семья приезжает в Нью-Йорк. Юрию к этому моменту исполнилось восемнадцать лет, Святославу — шестнадцать.

В Америке Николай Константинович проводит многочисленные выставки своих картин, которые прошли в двадцати восьми городах, читает лекции, по заданию Махатм создает в Америке несколько культурных учреждений, в том числе музей, в который дарит 300 своих картин. А главное, подготавливает будущее путешествие по Центральной Азии, для чего ему важно было заручиться официальной поддержкой США, поскольку Англия с самого начала препятствовала планам путешествия Рериха по Индии и Тибету.

Во время пребывания в Англии и Америке дети напряженно учатся. Святослав изучает архитектуру и живопись. Юрий тщательно и целенаправленно готовится к путешествию с отцом. Для этого он изучает языки и историю народов Востока, изучает военное дело.

Юрий Николаевич учился сначала в Лондонском университете, затем в Гарвардском университете США и уже заканчивал образование в Париже, в Сорбонском университете, для чего он специально переехал во Францию за год до приезда туда всей семьи. Феноменальные способности старшего сына Рерихов поражают воображение. К моменту начала поездки в Индию в 1923 году, когда ему шел всего двадцать первый год, он уже свободно владел двенадцатью языками и мог хорошо объясняться еще на десяти языках (то есть знал 22 языка), и был уже известным в Европе ученым.
Священная Тангла (Шамбала). Н.К. Рерих
ЗДРАВСТВУЙ, ИНДИЯ!

8 мая 1923 года Рерихи отбывают из Америки. Шестнадцатого мая они приезжают в Париж, где заканчивал учебу Юрий Николаевич, а 17 ноября 1923 года на пароходе отплывают в Индию. То, о чем мечталось долгие годы, стало реальностью. 2 декабря пароход прибыл в Бомбей и Рерихи первый раз ступили на благословенную землю Индии. Началась их поездка по Индии, знакомство с ее народом, изучение древней культуры этой замечательной страны.

За месяц Рерихи проделывают путь в 3000 километров, они посещают города: Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту — и в конце декабря прибывают в штат Сикким, в город Дарджилинг. В Дарджилинге Николай Константинович пробыл до сентября 1924 года, а семья задержалась там еще дольше.

Когда знакомишься с путешествием Рерихов по Индии, по опубликованному дневнику экспедиции в книге «Алтай-Гималаи», невольно возникает вопрос: почему Рерихи так долго задержались в Дарджилинге? Чувствуешь, что в книге многое опущено и недосказано. Совсем недавно стали доступны воспоминания Юрия Николаевича, из которых можно узнать удивительные подробности, относящиеся к этому этапу путешествия.

Теперь стало хорошо известно, что английские власти всеми силами препятствовали поездке Рериха в Индию и особенно стремились воспрепятствовать проникновению Рерихов в Тибет. В те годы англичане безраздельно, как у себя дома, хозяйничали в Индии и Тибете. За перемещением Рерихов велась тщательная слежка. Это сильно мешало Рерихам.

Несмотря на эти препятствия, уже вскоре после прибытия Рерихов в Дарджилинг в одном из храмов произошла встреча Николая Константиновича с одним из Махатм и сопровождающим его Учеником. А из воспоминаний Юрия Николаевича стало известно, что позже Рерихам удалось усыпить бдительность англичан и втроем ненадолго проникнуть из Дарджилинга в столицу Тибета Лхассу. А уже оттуда Николай Константинович и Елена Ивановна по приглашению Махатм посетили самое священное и заповеданное место на нашей планете — Шамбалу. Там они общались с Великими Гималайскими Махатмами и получили их Благословение и Наставления на дальнейший Путь и предстояшее путешествие по Центральной Азии. Именно этот факт дает возможность понять дальнейшие действия Николая Константиновича.

В сентябре 1924 года Н.К. Рерих, оставив семью в Дарджилинге, направляется в Америку и Европу. В Америке он получает официальное разрешение вести экспедицию под американским флагом. Затем он едет в Берлин и посещает посольство Советской России, где запрашивает официальную визу на въезд в Москву. В этом официальном запросе, отвечая на вопрос о цели поездки, он пишет: «Для выполнения поручения Махатм». После этого Рерих возвращается в Индию, посетив по пути Индонезию и Цейлон. Весной 1925 года вся семья снова собирается в Дарджилинге.
ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В марте 1925 года Рерихи переезжают в столицу Кашмира, Шринагар. Именно отсюда начинается знаменитая экспедиция Н.К. Рериха по Центральной Азии. По мере продвижения состав экспедиции постоянно менялся. Неизменными участниками, прошедшими весь маршрут, были три человека — Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи.

Здесь нужно сказать несколько слов о младшем сыне Рерихов. Святослав Николаевич был вместе с семьей в Индии до начала экспедиции. Он участвовал в коротких научно-исследовательских экспедициях отца по Сиккиму, Бутану и Непалу, изучал и коллекционировал предметы искусства народов Востока, изучал местную медицину, применение лекарственных растений. Когда Рерихи со старшим сыном двинулись в экспедицию по Центральной Азии, Святослав Николаевич по поручению отца возвращается в Америку, чтобы продолжить начатое Николаем Константиновичем культурное строительство. Пробыл он в Америке до весны 1928 года, то есть до окончания экспедиции, и затем вернулся в Индию.

За два года пребывания в Америке Святослав Николаевич проделал огромную работу. Достаточно сказать, что в это время он был вице-президентом Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке и директором Международного центра «Корона Мунди». Под его руководством проводились международные выставки и конкурсы, налаживались связи между музеями Америки, Европы и Азии.

В эти же годы Святослав Николаевич много рисует. Именно в эти годы идет быстрый расцвет его таланта художника. Все это говорит о большой одаренности Святослава Николаевича, ведь в момент возвращения его в Америку ему было чуть больше двадцати лет. Но вернемся к участникам экспедиции.

О Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов теперь много написано, она стала легендарной. Для того чтобы рассказать о ней, нужна отдельная большая книга. В этом повествовании о семье Рерихов можно лишь отметить отдельные вехи пути.

Таких грандиозных научных экспедиций по Центральной Азии не было за всю историю человечества. Великие русские путешественники и исследователи Азии — Пржевальский и Козлов — мечтали пересечь Центральную Азию с севера на юг, но их мечта осталась неосуществленной. Рерихи сделали это дважды: они прошли все Тибетское нагорье с юга на север в его западной части и с севера на юг в восточной.

Путешественников на каждом шагу подстерегали опасности: глубокие пропасти, скользкие ледники, крутые тропы, непреступные скалы; в зарослях таились тигры, леопарды, медведи. Постоянно чинили преграды английские колониальные власти. Случались и вооруженные нападения бродячих разбойничьих банд. За оборону экспедиции отвечал Юрий Николаевич. В детстве он очень увлекался военными играми, позднее серьезно изучал военное дело, имел высшее военное образование, поэтому блестяще справился с поставленной задачей.

Рерихи сами прошли эти опасности — испытали холод, голод, беспощадные вихри. Ни один художник в этих труднодоступных местах никогда не был. Николай Константинович написал в экспедиции около 500 картин и этюдов. Таких замечательных картин, изображающих горные пейзажи, нет больше ни у одного художника. О правдивости необычных красок Рериха с большим увлечением рассказывают альпинисты, сами побывавшие в этих местах. Не случайно уже после того, как завершился земной путь Н.К. Рериха, Великий Учитель сказал о нем: «Никогда не было и больше не будет такого певца священных гор».

Экспедиция длилась пять лет. Был пройден путь в 25 тысяч километров, преодолено 35 высокогорных перевалов и несчетное количество бурных горных потоков и рек. Во время экспедиции собирались и изучались древние буддийские книги, образцы тибетской живописи, археологические, ботанические и геологические коллекции, записывались местные легенды и предания. Собранные экспедицией материалы представляют огромную научную ценность.
Весть Шамбалы. Н.К. Рерих
В МОСКВЕ

К маю 1926 года была пройдена первая половина маршрута, экспедиция перешла границу Советской России и 13 июня Рерихи прибыли в Москву. В Москве Николай Константинович встретился с представителями Советского правительства Чичериным и Луначарским и вручил им послание Махатм и ларец со священной гималайской землей, на котором была надпись: «На могилу брата нашего, Махатмы Ленина». Само Послание до сих пор хранится в архиве Министерства иностранных дел, текст его много раз публиковался в книгах и журналах.

В Москве Николай Константинович действовал, именно, как посланник Шамбалы. Он встречался не только с членами Правительства, но и с представителями широкой общественности, была даже встреча с работниками грозной в те годы ВЧК (спецслужба Советской России). И даже там говорилось о Шамбале, о Махатмах и о будущем переустройстве Мира.

Эти встречи вызывали огромный интерес людей, Рериху задавались многочисленные вопросы. Большое впечатление на Рерихов произвели встречи с простыми людьми. Еще по пути в Москву, в поездке по Иртышу на теплоходе, иногда чуть не до рассвета, матросы, молодежь, школьные учителя задавали свои бесконечные вопросы: хотели знать обо всем, что делается в Мире. Спрашивали также о Шамбале и Махатмах. Такая жажда знаний очень порадовала Николая Константиновича.

Нетрудно догадаться, что такая деятельность Рерихов понравилась далеко не всем. Политическая обстановка в России в те годы была очень сложная. Бандиты и разбойники были не только в горах Тибета. Немало цивилизованных разбойников проникло и в государственный аппарат Советской России. Великий Учитель предупреждал Рерихов, что в Москве они будут подвергаться большой опасности; так оно и было. Позже, когда экспедиция уже была в Монголии, из Москвы пришло указание задержать Рерихов, о чем они были своевременно предупреждены сочувствующим лицом. Срочно покинув Монголию, Рерихи пересекли границу Тибета.

Непоколебимое мужество и столь же непоколебимая вера в помощь и поддержку Великих Учителей, с которыми семья была постоянно связана незримыми нитями, помогли преодолеть и это грозное испытание. Великие Учителя с гималайских высот наблюдали за каждым шагом своих Посланцев и в трудную минуту оказывали необходимую помощь.
Гора Белуха. Горный Алтай
ГОРНЫЙ АЛТАЙ И МОНГОЛИЯ

В Москве Николай Константинович добился разрешения исследовать Горный Алтай, который его очень интересовал. Вместе с Рерихами на Алтай поехали и их американские друзья. В августе 1926 года Рерихи достигли Алтая.

Благодаря дневнику американки З.Г. Фосдик мы теперь знаем многие подробности этой части маршрута экспедиции. Вот очень примечательный случай, записанный ею, а таких было немало. Путешественники ехали на телеге, которую везла лошадь. На одном из опасных участков дороги Елена Ивановна вдруг услышала голос Великого Учителя: «Сын мой, держись левой стороны!» В это время Морис, который сидел с правой стороны, упал с телеги, к счастью, без вреда для себя.

Из этих же записей мы знаем, что именно на Алтае Елена Ивановна записывала и редактировала третью книгу Учения — книгу «Община», — которая была напечатана в столице Монголии Урге (ныне Улан-Батор) сразу же по прибытию туда экспедиции. Именно в этой книге Великим Учителем дана очень высокая оценка жизни и деятельности В.И. Ленина. Одновременно была записана и издана книга «Основы буддизма».

К началу сентября исследования на Алтае были завершены и Рерихи направились в Монголию. 9 сентября они прибыли в Ургу. Здесь началась интенсивная подготовка ко второму, очень трудному переходу через Тибетское нагорье, на этот раз с севера на юг, в Индию.

В Урге Рерихи простились со своими американскими друзьями, которые возвращались в Америку, а к экспедиции присоединились новые люди. В числе их были доктор Рябинин и две девушки из казачьей семьи — Люда и Рая Богдановы. Младшей — Рае, было всего 13 лет.

Как и везде по маршруту экспедиции, в Монголии были встречи и беседы с простыми людьми, а в Урге состоялась также встреча с представителями Монгольского правительства. 13 апреля 1927 года экспедиция выехала из Урги в направлении Тибета.
Николай Константинович Рерих с сыновьями Юрием и Святославом. Долина Кулу
ИЗ МОНГОЛИИ В ИНДИЮ

Во время перехода этой части маршрута самый подробный и обстоятельный дневник вел врач экспедиции — доктор Рябинин. В 1992 году этот дневник был «случайно обнаружен» в помещении института «Урусвати» (Наггар, долина Кулу, Индия), и в 1997 году был издан. Благодаря записям доктора Рябинина мы теперь до мельчайших подробностей знаем все этапы этого перехода, во время которого была предпринята сознательная попытка погубить экспедицию.

Рерихи рассчитывали за лето и осень пересечь нагорье, посетить столицу Тибета Лхассу и оттуда проследовать в исходную точку маршрута — Дарджилинг.

Вначале все шло относительно благополучно. Большая часть пути была пройдена успешно. Когда до Лхассы оставалось несколько дней пути, несмотря на то, что все необходимые документы были оформлены, караван был остановлен тибетским погранпостом. Это было сделано, как выяснилось впоследствии, по приказу англичан. Никакие письма и телеграммы, посылаемые Рерихом во все части света, не доходили: их без объяснения возвращали назад. На долгих шесть зимних месяцев экспедиция оказалась отрезанной от всего цивилизованного Мира.

Пустынное горное плато со всех сторон продували лютые ветры. Сильные снегопады лишили животных корма. Кончалось продовольствие, негде было взять топлива. Особенно изнурял холод. Температура ночью опускалась до семидесяти градусов мороза, а люди жили в летних неутепленных палатках.

За время этой стоянки погибли почти все животные каравана — из ста двух осталось только десять, да и те были истощены, и только двух можно было использовать для дальнейшего пути. Люди сильно страдали от простудных заболеваний. Не выдержав испытаний, умерло пять человек, все коренные тибетцы.

Благодаря огромному мужеству и необыкновенной стойкости духа самих Рерихов, а также благодаря помощи Великого Учителя, Рерихи не только сами выдержали это суровое испытание, но своей силой духа мощно поддержали других участников экспедиции.

Только 4 марта 1928 года экспедиции было разрешено наконец покинуть стоянку. Для дальнейшего продвижения пришлось снова покупать вьючных животных и заново формировать караван. Однако экспедицию так и не пропустили в Лхассу, а предложили обходной маршрут по безлюдной местности.

Итак, вход в столицу Тибета для Рерихов был закрыт. Зато им был открыт вход в Твердыню Света, о посещении которой было бесполезно даже мечтать темным правителям Тибета и их английским хозяевам.

Как записано в дневнике доктора Рябинина, когда экспедиция подошла к долине реки Брамапутры, ночью пришел Указ Учителя. На следующий день руководство караваном принял Юрий Николаевич, а Елена Ивановна и Николай Константинович вдвоем, налегке ушли в только им известном направлении, их путь лежал в Шамбалу, где их уже ждали.

28 мая 1928 года экспедиция прибыла в Дарджилинг, откуда в марте 1925 года Рерихи начали это небывалое в истории путешествие. К этому времени, полностью и успешно выполнив поручение отца, в Дарджилинг приехал Святослав Николаевич. Семья Рерихов вновь собралась вместе.
Ю.Н. Рерих — директор Гималайского Института научных исследований «Урусвати»
РАБОТА В ДОЛИНЕ КУЛУ

Бесценные научные материалы, собранные экспедицией, нуждались в систематизации и изучении. Рерихи поселяются на севере Индии, в Западных Гималаях, в очень живописной долине Кулу. Там они создают научно-исследовательский институт. В честь Елены Ивановны он был назван «Урусвати» («Свет утренней звезды»), таким именем звал Елену Ивановну Великий Учитель. Директором института стал Юрий Николаевич.

Институт вел обширные и разносторонние исследования. Перевод на европейские языки редчайших древних книг, изучение полузабытых наречий и древнего искусства народов Азии; применение лекарственных растений, лечение рака, изучение тибетской медицины и космических лучей, археологические раскопки, сбор ботанических и зоологических коллекций — таков неполный перечень работ, которые велись в «Урусвати».

Институт поддерживал связи со многими научными учреждениями всего Мира. По плану работы института в 1934-35 годах Николай Константинович и Юрий Николаевич организовали еще одну экспедицию в Манчжурию и Китай. Институт успешно работал до начала Второй Мировой войны. Война разрушила все международные связи и институт пришлось законсервировать.

Семья находилась в Кулу до 1948 года, тремя годами раньше покинул Кулу Святослав Николаевич. После женитьбы на известной деятельнице индийской культуры Девике Рани, он с женой поселяется в пригороде южного индийского города Бангалора.

Все Рерихи очень любили Индию — она стала их второй Родиной, и эта любовь была взаимной. С огромным уважением к этой семье относился народ Индии. Н.К. Рериха в Индии называли Махариши (Великий Святой). Однако, и Николай Константинович, и Елена Ивановна очень мечтали о возвращении на Родину, в Россию, разлука с которой продолжалась более четверти века. Возвращение старших Рерихов в Россию было и в плане Великих Учителей. Но для этого нужно было дождаться, когда в Советском Союзе создадутся благоприятные условия. Вторая Мировая война закончилась, но напряжение не спадало: обстановка в Мире была крайне сложной; очень непростой была она и в России. Так и не дождавшись переезда в Россию, 13 декабря 1947 года уходит из земной жизни Николай Константинович Рерих. Прожил он 73 года и два месяца.

Очень тяжело переживала его уход Елена Ивановна. Конечно, она, как никто другой, знала, что со смертью тела жизнь не прекращается, что в будущем суждена встреча в Надземном Мире. Но как тяжело жить на земле без самого близкого и родного человека, который готов был поддержать тебя каждую минуту, и бок о бок с которым был пройден земной Путь длиной почти в полвека. В начале 1948 года она напишет своим друзьям в Америку:

«Щемит сердце лютая тоска об утрате лучшего многолетнего друга. Он ушел на зов Великого Владыки в три часа утра во сне, в самый торжественный день по индусскому календарю — в день рождения Шивы!.. Сердце не выдержало последних нагнетений и лютой тоски за утеснение всего культурного, несущего спасение молодому, подрастающему поколению... Он вернется в лучшее время, на очищенную ниву и закончит свой посев и служение своей стране и всему человечеству».

Николай Константинович оставил после себя огромное наследие: около 7000 картин во многих музеях Мира, более 30 книг, не считая многочисленных статей об искусстве, культуре, науке и философии. Он выдвинул идею и всю жизнь боролся за принятие международного договора о защите культурных ценностей во время военных действий. Николай Константинович предложил для этого специальный символ: три сферы внутри круга. Такой международный договор в конце концов был заключен и получил название Пакта Рериха, а символ стал называться «Знамя Мира».

И еще, общаясь с Рабиндранатом Тагором, Джавахарлалом Неру, Индирой Ганди и другими выдающимися людьми и государственными лидерами Индии, Николай Константинович заложил прочный фундамент дружбы между Россией и новой независимой Индией.
Ступа на месте кремации Е.И. Рерих. Калимпонг. Восточные Гималаи. Индия
КАЛИМПОНГ

В 1949 году Елена Ивановна и Юрий Николаевич переезжают жить в Калимпонг (Индия, Восточные Гималаи). Они поселяются в небольшом доме; из его окон открывается прекрасный вид на пятиглавую вершину Канченджунги — священной горы, которую предание связывает с Шамбалой.

От Великого Учителя Елена Ивановна знала, что вскоре ей и Юрию предстоит переезд в Россию, для завершения возложенной на них миссии. Такой переезд намечался на начало пятидесятых годов. Однако, благоприятные условия для выполнения задуманного в России в те годы так и не сложились.

В Калимпонге Елена Ивановна много и напряженно работает. Спит она не более пяти часов в сутки: надо сделать как можно больше. К тому времени уже были изданы 14 книг Агни-Йоги.

Кроме этого, ждут ответа письма корреспондентов из разных стран Мира: в них многочисленные вопросы тех, кто уже читает Учение. Уже в наши годы издано восемь томов ее писем. Они — громадная, неоценимая помощь тем, кто изучает и еще будет изучать Агни-Йогу.

Так, ни на минуту не прекращая этого гигантского труда, 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих уходит из нашего земного мира в сферы Мира Огненного. Шел ей в то время семьдесят шестой год. Незадолго перед своим уходом она сказала, что в Россию Юрий Николаевич поедет один и что он пробудет там три года. Весь глубокий смысл этих слов тогда до конца не понял никто.

Великий Учитель назвал ее Матерью Агни-Йоги. То великое, что она сделала для нашей планеты, люди смогут по достоинству оценить лишь по прошествии тысячелетий, сегодня нам понятна только малая часть ее Огненного Подвига. Но есть чуткие люди, которые не столько умом, сколько сердцем могут это понять и сейчас.

Вот свидетельство этому. Последние восемь лет Елена Ивановна вела уединенный и замкнутый образ жизни, почти ни с кем не общалась, но носилки с ее телом, несомые к месту кремации, сопровождало огромное количество людей: индийцев, тибетцев, гуркхов. Их никто не извещал о церемонии, и никто не приглашал на нее. Повинуясь какому-то таинственному внутреннему зову, они пришли проводить в последний земной путь русскую женщину, о которой почти ничего не знали.

На месте ее кремации была поставлена красивая белоснежная ступа, а рядом, на некогда пустынном месте, сейчас возвышается красивый буддийский храм.
Ю.Н. Рерих. Москва
В РОССИИ

После ухода Елены Ивановны Юрий Николаевич продолжает жить в Калимпонге. Он ведет научную работу, преподает в Калимпонгском университете. Через два года он получает разрешение переехать на Родину и осенью 1957 года переезжает в Москву.

К этому времени Юрий Николаевич был всемирно признанным ученым-востоковедом, членом научных обществ многих стран Мира. В Москве он работает заведующим сектором в институте Востоковедения, где, практически с нуля, возрождает советскую школу тибетологии: пишет научные труды, выступает с лекциями, работает над завершением труда своей жизни — большого по объему тибетско-санскритско-русско-английского словаря. Но самое главное: он вернул России Рерихов и «Живую Этику».

До приезда Юрия Николаевича в Советском Союзе почти ничего не было известно об их семье. В политических кругах Н.К. Рериха считали эмигрантом и многие годы сознательно умалчивали о нем. Лишь очень немногие люди слышали, что где-то в Индии живет такой русский художник.

Юрий Николаевич привез с собой и передал в дар Родине 418 произведений своего отца. Через семь месяцев после приезда в Москве состоялась первая выставка, организации которой Юрий Николаевич отдал много сил. Затем были выставки в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах. Сам Юрий Николаевич прочел большое количество лекций об отце, о его живописи, литературных трудах, мировоззрении. Интерес к выставкам был огромный: их посещали десятки тысяч людей.

Постепенно, интерес людей от личности художника естественным образом смещался к его философии и к «Живой Этике». Поскольку книги Учения все еще были запрещенными, их стали отыскивать и разными способами копировать — в основном с экземпляров, изданных в тридцатые годы в Риге, которые с большой опасностью для себя сохранили рериховцы старшего поколения.

Очень нелегко было Юрию Николаевичу в Москве. Приходилось жить и работать в атмосфере непонимания, подозрительности, а зачастую и враждебности со стороны разных чиновников и администраторов, под пристальным вниманием идеологических служб. Постоянно приходилось преодолевать различные преграды, громоздившиеся одна на другую. Но зато многие простые русские люди относились к нему с большой любовью и теплом, тянулись к нему, как к источнику Света и Знания.

11 мая 1960 года в Москве открылась персональная выставка картин С.Н. Рериха. Большую работу для ее организации проделал Юрий Николаевич.

На открытие выставки в Москву приехали Святослав Николаевич и Девика Рани. Выставка была в разгаре, шли встречи и беседы с приезжающими из разных городов друзьями, часто встречались и на квартире у Юрия Николаевича.

И вдруг, неожиданно для всех, 20 мая, он почувствовал себя плохо и через несколько часов скончался.

Он ушел внезапно в полном расцвете творческих сил на пятьдесят восьмом году жизни. Сбылось пророчество Елены Ивановны: он пробыл в России неполных три года. И, конечно же, не случайно его уход совпал с приездом брата. Незадолго до своего ухода Юрий Николаевич как-то сказал, что поставленную перед ним на Родине Задачу он полностью выполнил.
С.Н. Рерих
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ВЕЛИКОЙ СЕМЬИ

Зерна, посеянные Юрием Николаевичем на Родине, постепенно давали свои, пока что невидимые, всходы. Книги Агни-Йоги еще были под запретом, но все же постепенно распространялись в рукописях и копиях.

Бурный рост посеянного начался с середины восьмидесятых годов. Сначала появились публикации в журналах, затем стали выходить книги о семье Рерихов, а с 1990 стали издаваться книги «Живая Этика», литературные труды Николая Константиновича и Письма Елены Ивановны. Интерес к семье Рерихов и их духовному наследию стал нарастать, как снежная лавина.

Вскоре стали возможны поездки за границу, и в Индию протянулась нить живой связи с последним членом великой семьи Рерихов. В Бангалоре у С.Н. Рериха стали бывать гости из России.

После ухода брата Святослав Николаевич с неиссякаемой энергией продолжает свою творческую и общественную работу, совершенствует свое мастерство художника.

Как художник, Святослав Николаевич работает в разных жанрах, но, пожалуй, самого большого искусства он достиг как портретист. Он обладает удивительной способностью отображать на полотне внутренний, духовный мир человека. Художник написал много прекрасных портретов, лучшие среди них — несколько портретов отца, Джавахарлала Неру и два замечательных портрета Елены Ивановны, один из которых написан по заданию Великого Учителя.

Свою общественную деятельность Святослав Николаевич направляет на укрепление дружбы и сотрудничества между разными странами и народами, особенно между Россией и Индией. Для этого он много ездит, встречается и беседует как с государственными деятелями, так и с простыми людьми, отвечает на многочисленные вопросы, рассказывает о своих родителях и старшем брате.

Святослав Николаевич неоднократно приезжал в Советский Союз. Каждый раз его приезд собирал в Москву людей из многих городов России, ни одно помещение не могло вместить всех, желающих побывать на такой Встрече.

Летом 1989 года он предложил М.С. Горбачеву создать в Москве центр-музей Н.К. Рериха и Советский Фонд Рерихов. В следующем году, когда его предложение было принято, Святослав Николаевич, по завету отца, передал в Россию оставшиеся картины и весь архив семьи, включая уникальные и бесценные рукописи своей матери.

Незадолго до своего ухода с Земного Плана, он создал в Индии Международный Мемориальный Трест Рерихов, который, по его замыслу, должен был позаботиться о том, чтобы принадлежащие семье усадьба и здания института «Урусвати» в Кулу, а также имение Святослава Николаевича в Бангалоре и его личное наследие, были использованы на Благо всего человечества.

Он мечтал о возобновлении работы института «Урусвати», где развернут был бы настоящий эволюционный Центр и куда могли бы приезжать работать ученые со всего Мира, вел об этом переговоры с правительствами Болгарии, Индии и России. Эту Задачу необходимо решать. И это должно быть сделано, хотя бы в знак признательности по отношению к этой замечательной семье тружеников Общего Блага.

Святослав Николаевич — последний из семьи Рерихов — ушел в Надземный Мир 30 января 1993 года на восемьдесят девятом году жизни; вскоре после него покинула этот Мир и его супруга — Девика Рани-Рерих. Его завет был: «Будем всегда стремиться к Прекрасному!»

Все члены замечательной семьи — посланцы Великого Учителя — ушли с земного плана, но они не покинули нашу планету; сегодня, также как и при жизни на земле, они вместе с Великими Учителями продолжают свой подвижнический труд, но уже в Мире Света. Ближайший ученик Рерихов — Борис Николаевич Абрамов — до своего ухода в 1972 году поддерживал постоянную связь с Великим Учителем и находящимися в Надземном Мире его Посланцами, которых в нашем земном Мире мы называли Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной. Записи этих бесед теперь стали доступны, они опубликованы в серии книг, имеющих название «Грани Агни-Йоги».
Николай Константинович Рерих. Долина Кулу
УЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ВЛАДЫКИ ШАМБАЛЫ

Каким мощным щитом от темных сил были для нас Рерихи, мы стали понимать только с уходом Святослава Николаевича. Почти сразу после его ухода то в одном, то в другом месте, стали заявлять о себе люди, которые стали утверждать, что продолжают на Земле миссию Рерихов. Будто бы они находятся в контакте с Учителями Шамбалы и записывают продолжение Агни-Йоги, поскольку книги, записанные Рерихами, якобы уже устарели.

Конечно, это ложь. Эти люди — или сознательные служители темных сил, или сами введены в обман развоплощенными лжецами из Тонкого Мира, диктующими им эти тексты.

Все, что хотели передать людям Великие Учителя, они передали через Рерихов и их ближайших учеников. Продолжением же четырнадцати книг Агни-Йоги являются рукописи самой Елены Ивановны, которые хранятся в архивах московского «международного центра Рерихов».

Люди должны успеть применить в своей жизни эти Знания — данные им в изданных книгах Агни-Йоги. И никакого иного продолжения Учения сейчас быть не может.

Хитрая уловка темных состоит именно в том, чтобы, заманивая людей ложной приманкой, отвлечь их от изучения и постижения истинных жемчужин Знания, данных нам через Рерихов в книгах Агни-Йоги. Для этого они и лгут, что эти знания якобы «устарели».

Агни-Йога давалась Великим Учителем на многие века и даже тысячелетия, и поэтому не может устареть. В нашем веке люди способны понять лишь малую часть того, что они поймут в будущих веках, читая записанное Еленой Ивановной Учение Великого Владыки Шамбалы.

О чем же написано в книгах Агни-Йоги («Живой Этики»)? Какие Знания принесли людям Рерихи?

Из книг «Живой Этики» и трудов самих Рерихов мы узнали, что тот Мир, в котором сейчас живем мы с вами на Земле, — не единственный. Существуют другие Миры, незримые для глаза обычного земного человека. Эти Миры называются — Тонкий и Огненный. Мы узнали, что со смертью тела жизнь человека не прекращается, но в своем невидимом тонком теле человек продолжает жить в Тонком Мире. Истинного же своего бессмертия люди достигнут только тогда, когда разовьют свое Огненное тело и смогут постоянно жить в Огненном Мире, то есть станут подобны Богам. Это не сказка и не выдумка, а великая реальность, которую увидели сами Рерихи, побывав в Шамбале. Увидеть эти незримые пока Миры им помогли Великие Учителя, которые уже давно достигли Мира Огненного и умеют жить одновременно в трех Мирах.

«Живая Этика» для того и дана людям, чтобы помочь им взойти на следующую, более высокую ступень развития человечества, и в четырнадцати книгах «Живой Этики» подробно рассказано как это можно сделать.

Махатмы говорят нам, что цель нашей земной жизни состоит в том, чтобы, совершенствуя качества своего духа и свои творческие способности и изживая свои плохие черты характера, постепенно продвигаться к Божественному идеалу красоты и совершенства, как самого человека, так и окружающей нас жизни. Для этого человеку и дается много воплощений на Земле, поскольку такой цели невозможно достичь за одну короткую земную жизнь.

Дорогие ребята, в этой маленькой книжке я не смогу рассказать вам обо всем, что нам поведали через Рерихов Великие Учителя. О наших прошлых воплощениях на Земле, о великом Законе Кармы и другом вы узнаете, если прочтете книжку «Открываем тайны древних легенд» («Детям о Космосе, Земле и человеке»), здесь же скажу о том, что чрезвычайно важно знать именно сейчас — в последние дни перед Новым Миром.

Люди веками задумывались о том, почему на Земле так много зла, горя и страданий. Но ясно осознать причины этого смогли только в наше время, прочтя книги «Живой Этики», данные Махатмами через Рерихов. Первоначальной причиной человеческих бед являются несовершенства людей. Многие до сих пор никак не могут понять, что, живя на одной планете, люди зримо и незримо, но очень тесно связаны друг с другом. Поэтому ни один человек не может продвинуться к идеалу красоты и совершенства, не может быть по-настоящему счастлив, не может рассчитывать достичь бессмертия, если он заботится только о себе и не думает об остальных людях. Невозможно стать счастливым за счет других людей.

Но самое большое несчастье нашей планеты состоит в том, что наиболее воинствующие эгоисты, стремящиеся построить свое счастье на горе и страданиях остального человечества, были объединены в единую армию темных сил. Объединил их и возглавил очень высокий в прошлом Дух, которого когда-то звали Люцифером (Светоносцем), а после его предательства стали звать Сатаной. Его называют также падшим Ангелом потому, что он, сойдя с Пути Света, упал с огромной духовной высоты своего развития. Разросшаяся гордыня и самолюбие, зависть к своим более преуспевшим Собратьям — Великим Космическим Учителям — толкнули его на путь обособления и, в конечном счете, предательства. И это предательство стало великой трагедией нашей планеты.

Его падение — великий пример в назидание не только для нашей планеты, но и для других Миров Космоса. Вот что бывает с теми, кто прекращает бороться со своими несовершенствами, кто не желает улучшать себя!!! Предела совершенства нет, но на Пути эволюции не должно быть остановок.

Именно, чтобы спасти нашу планету и ее человечество на Землю, с других, более развитых планет, прибыли Великие Космические Учителя (Махатмы). Они создали в Гималаях форпост Светлых Сил — Шамбалу. Старший среди них — Майтрейя, — нынешний Владыка Шамбалы, он же Великий Учитель Мория. Веками эти Великие Духи просвещали человечество, старались направить людей на Путь Света и Общего Блага. Все Великие Пророки и Учителя приходили из Шамбалы, и все их Учения Света вышли оттуда.

Нет разногласия между Учениями Христа, Будды, Мухаммеда (Магомета) и других Учителей, поскольку их Учения исходят из Единого Источника. Разногласия возникли между людьми и священнослужителями, неверно понявшими и исказившими эти Учения, и не понимающими, что многие из этих Пророков были разными земными воплощениями одного и того же Великого Учителя. Поэтому все религиозные споры о том, чья религия лучше и вернее, — бессмысленны и опасны для всего человечества. Они сеют религиозную рознь, в то время, как все Учителя и Пророки призывали всех людей к Любви и Братству. Это подробно разъяснено в книгах «Живой Этики» и, особенно, в Письмах Елены Ивановны Рерих.

Что же происходит на планете сегодня, в самом начале третьего тысячелетия?

Весь прошедший ХХ век был постоянной непрекращающейся Битвой между Воинством Света, возглавляемым Владыкой Майтрейей, и станом темных сил, возглавляемым Сатаной. Битва происходила во всех трех Мирах. В нашем земном Мире она проявилась в двух мировых войнах и многочисленных военных конфликтах в разных частях планеты.

Елена Ивановна писала, что в 1949 году Сатана был побежден в личном бою с Владыкой Майтрейей и навечно удален с нашей планеты. Но пока еще на планете остаются его темные последователи. Чувствуя свою обреченность, они яро сражаются, чтобы хоть немного продлить свое пребывание на Земле. Особенно тяжело сейчас России, против которой темные сосредоточили главный удар. В совсем еще недавно процветающей стране от голода и преступлений гибнут люди, в том числе дети. Но еще страшнее то, что от повсеместной пропаганды насилия, разврата и зла гибнут незащищенные человеческие души, особенно детские.

Почему же темные так ополчились на Россию? Да потому, что здесь особенно интенсивно прорастают замечательные всходы, посеянные Рерихами. Сегодня в России книги «Живой Этики» и книги о Рерихах и об Учении Махатм читают уже миллионы людей. Даже дети знакомятся с этими Знаниями по книжкам, написанным специально для них.

Недолго осталось темным творить свое зло. Еще древние пророчества говорили о Приходе. О том, что придет Великий Учитель исполнить волю Сроков и прекратит навсегда творимое темными зло. Исполнить это предназначено Великому Владыке Шамбалы, а Срок этот настал ныне, в наше время.

Совсем мало времени осталось, чтобы сделать свой выбор тем, кто еще не отказался от зла и не встал на Путь Добра и Света. Все, кто и сейчас будут продолжать упорствовать во зле, будут изгнаны с нашей планеты на Сатурн. То есть, все темные и их служители, под какими бы личинами они не прятались, окажутся на планете, жизнь на которой еще находится в зачаточной стадии. Там они заново начнут свою эволюцию с самых примитивных форм жизни. Это значит, что их души будут уничтожены, так как они сами лишили себя Права на бессмертие. Космические Законы непреложны и строги, но и очень справедливы.

Всех, кто уже выбрал путь Света, ждет впереди Новый Мир, новая прекрасная жизнь на обновленной Земле. Мир — в котором уже никогда не будет войн, горя и насилия над людьми, а будут между ними дружба и взаимопонимание; когда все люди планеты наконец-то почувствуют себя братьями.

Пишу эту книгу в самом преддверии Великого Прихода. Как будут развиваться События, покажет будущее. Одно можно сказать точно: Новый Мир — мир без войн и насилия, мир сотрудничества и братства всех народов Земли — непременно будет!

Начать строить этот Новый Мир судьбою предназначено нашей прекрасной стране — России. Так утверждает Великий Владыка Шамбалы. Именно, для приближения этого прекрасного Будущего трудилась семья Рерихов.

Дорогие ребята, следуйте примеру этой замечательной семьи: набирайтесь знания, трудитесь, творите добро, во всем стремитесь к Красоте, совершенствуйте качества духа, идите Путем Света!

Вам — юным, выпало великое счастье — воплотиться и жить в самом начале Великой эпохи Света и своими руками строить Новый Мир и новую прекрасную жизнь на нашей обновленной планете!

Будьте же достойны этой великой миссии!